Российские банкоматы изменят форму и содержание

В ближайшее время в российских банкоматах должен появиться набор функций, который поможет инвалидам по зрению ориентироваться в потоке финансовых операций. С этой просьбой к главе ЦБ Эльвире Набиуллиной обратились общественники. Идея хорошая, считают эксперты, но банкиры ее вряд ли «потянут», и для самих инвалидов это сегодня не самая большая проблема.

Письмо написала член комиссии Общественной палаты (ОП) по добровольчеству и волонтерству Диана Гурцкая. По ее словам, клавиатуры большинства банкоматов не оборудованы рельефно-точечным шрифтом, обозначающим наименование кнопки, и не оснащены звуковым сопровождением. «При этом модели банкоматов и их программное обеспечение весьма различаются, и человеку, «живущему на ощупь», каждый раз приходится заново адаптироваться к конкретной модели или программе банкомата», — говорится в обращении.

Необходимо также сделать в банкоматах сервис голосовых подсказок — тогда незрячий человек сможет надеть наушники и услышать, где расположена та или иная кнопка. «Незрячие и слабовидящие люди, как и все, работают, учатся, воспитывают детей. Мы ничем не отличаемся от обычных людей, и, если мы говорим о доступной среде и равных возможностях, думаю, что возможность пользоваться банковскими услугами также не должна быть для нас исключением, — считает она. — Сегодня шрифт Брайля можно увидеть на кнопках в лифте. Думаю, не составит большого труда со временем сделать доступными и платежные устройства в магазинах, гостиницах, ресторанах. Тогда оплата банковской картой не составит труда. Именно в таких местах все должно меняться, чтобы сломать стереотип об ограниченных возможностях».

В ЦБ эту идею готовы поддержать. «Принимая во внимание социальную значимость вопроса обеспечения доступа маломобильных групп населения к финансовым услугам, Банк России будет оказывать поддержку реализации аналогичных проектов», — рассказали «РГ» в регуляторе. И добавили, что опыт подобного модернизирования банкоматов в России уже был — во время проведения Олимпийских игр в Сочи. Тогда 795 банкоматов и платежных терминалов адаптировали для обслуживания маломобильных групп населения. Там появились голосовые и световизуальные оповещения, специальная клавиатура с телефонной раскладкой и системами тактильных идентификаторов (в том числе шрифтом Брайля).

По мнению экспертов «РГ», прежде чем думать об адаптации банкоматов, власти должны окончательно решить проблему передвижения инвалидов по городу. Во многих городах люди с ограниченными возможностями даже из дома не могут выйти, не говоря уже о посещении ими культурных и социально значимых учреждений.

Добавить в избранное