Высший арбитраж запретил назойливый спам

Вчера пленум Высшего арбитражного суда России утвердил постановление, разъясняющее правила рекламы.

Ключевой момент: она не должна нас обманывать. Еще было бы неплохо, чтобы она не очень нас доставала. Однако мало кто догадывается, что это не розовые мечты, а суровые требования закона. Любой рекламодатель обязан быть честен с нами. За недобросовестную рекламу положено наказывать.

А предприимчивые люди, забрасывающие нас спамом по SMS или электронной почте, не просто поступают очень плохо, они на самом деле нарушают закон. И могут быть оштрафованы. Пленум Высшего арбитражного суда страны особо остановился на назойливой рекламе.

Как поясняется в документе, для распространения рекламы по сетям электросвязи, в том числе мобильной связи, требуется заручиться согласием абонента или адресата. Если «добро» на спам не получено, дело может обернуться штрафом. Порядок такой: утром согласие, вечером реклама. И никак наоборот. Спрашивать постфактум после рассылки, мол, «вам понравилось, хотите больше?» уже будет нарушением. Правда, как оговаривается в постановлении, «закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи».

Это значит, жесткой процедуры нет. Поэтому, когда человек заключает договор с компанией — сотовым оператором, надо внимательно смотреть, не проставлена ли где неприметная галочка. Иначе — завалят спамом.

Крайне важно, что суд делает упор на слове «согласие». Некоторые операторы порой идут на лукавство, устанавливая где-нибудь в настройках согласие, так сказать, по умолчанию. А человек, мол, всегда может сказать «нет, спасибо». Только процедура отказа для непосвященного бывает сложна. Сразу и не поймешь, какую кнопку нажимать.

С клиентом так поступать нельзя. Если нас ставят в подобные условия, возможно, будет легче пожаловаться в надзирающие органы. Пусть «рассыльные» пожалеют, что нас доставали без разрешения.

Спрашивать «добро» на SMS- и ей подобную рекламу надо четко и ясно. «Согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя», говорится в постановлении. При этом согласие человека на получение информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение из того же источника рекламы. Поэтому не надо ничего присылать «в нагрузку».

Возбуждать дело за нарушение закона о рекламе должен антимонопольный орган. Он может это сделать по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов власти, а также заявлениям граждан. К слову, это очень важное пояснение. Обычный человек не может напрямую прийти с иском в арбитражный суд. Однако гражданин вправе пожаловаться на рекламу в прокуратуру, антимонопольную службу и даже местным властям. А через них уже закрутится дело.

Постановление подробно поясняет, как судам рассматривать подобные дела, как трактовать некоторые вопросы. Документ настолько сильный, что каждый рекламодатель должен выучить его буквально наизусть. Например, по закону не допускается недобросовестная или недостоверная реклама. Обманывать — запрещено! Не только ложь, но и лукавство в рекламном ролике недопустимы. Дайте правду или не засоряйте эфир. Иного не дано. В случае недостоверной рекламы антимонопольный орган вправе обратиться в арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы за счет рекламодателя. Это называется контрреклама. Было бы любопытно посмотреть эти саморазоблачительные сюжеты, типа, «наши машины ломаются на полдороги, увы, мы вынуждены признаться в этом по решению суда». Возможно, ждать осталось недолго, если, конечно, наших рекламщиков внезапно не поразит вирус честности.

В ходе работы над документом обсуждалось, стоит ли обязывать антимонопольный орган при решении вопроса о контррекламе доказывать, что недостоверная реклама нарушила или могла нарушить права третьих лиц. Допустим, кто-то купил «самую быструю в мире машину» и опоздал на самолет. Не из-за пробок, а скорости не хватило. В итоге победила справедливость: ничего доказывать не надо. Как пояснил пленум высшего арбитража, недостоверная реклама сама по себе уже несет угрозу нарушения прав третьих лиц — потребителей рекламы. Если реклама была обманом, не смогут оставаться в стороне и ее распространители, скажем, предоставляющие место на рекламных щитах. По закону, распространитель должен принять разумные меры, чтобы не допустить недостоверной рекламы. Поэтому даже если заказчик принес большую сумму, лучше все-таки проверить, насколько правдива его реклама. Если в ней ложь и выяснится, что распространитель не навел об этом справок заранее, его накажут. Также он будет виноват, если знал о неправде, но все равно пустил рекламу в эфир.

Добавить в избранное