Предложение по внесению изменения в КРФоАП

В силу ч. 1 ст. 25.1 КРФоАП, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч. 4 ст. 25.5 КРФоАП, защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении (вступило в силу 10.12.2007г.).

Пункт 2 ч. 4 ст. 28.1 КРФоАП, гласит «Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса».

В соответствии с ч. 1 ст. 27.1 КРФоАП, мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются:

  1. доставление;
  2. административное задержание;
  3. личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
  4. изъятие вещей и документов;
  5. отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
  6. освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
  7. медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
  8. задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
  9. арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
  10. привод;
  11. временный запрет деятельности.

Таким образом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет право привлекать защитника с момента применения одной из указанных мер обеспечения.

Однако обязанность должностного лица разъяснить права и обязанности при применении мер обеспечения установлена только в ч. 5 ст. 27.3 КРФоАП «Административное задержание», (так же в ч. 3 ст. 28.2 КРФоАП, но уже при составлении протокола об административном правонарушении»).

Таким образом, право лица на юридическую помощь, привлечение защитника на стадии применения мер обеспечения, на практике не реализуется по причине отсутствия установленной законом обязанности должностного лица разъяснить права и обязанности.

В силу ст. 1.2 КРФоАП, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина,

Учитывая, что нарушение прав водителя (иных лиц) в большинстве случаев имеет место на стадии применения мер обеспечения производства по делу, на этом же этапе происходит сбор основных доказательств, используемых в административном деле, необходимо создать условия для реализации ч. 1 ст. 25.1 КРФоАП, ч. 4 ст. 25.5 КРФоАП.

Для чего необходимо внести изменения в ст. ст. 27.2 «Доставление», 27.7 «Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице», 27.8 «Осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов», 27.9 «Досмотр транспортного средства», 27.10 «Изъятие вещей и документов», 27.12 «отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения», 27.13 «Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации», 27.14 «Арест товаров, транспортных средств и иных вещей»,27.15 «Привод», 27.16 «Временный запрет деятельности»,
установив обязанность должностного лица при составлении протокола о применении мер обеспечения физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъяснить их права, и обязанности, предусмотренные КРФоАП, о чем сделать запись в протоколе.

Добавить в избранное