Национальная платежная система

Премьер-министр Дмитрий Медведев считает главной целью создаваемой национальной платежной системы (НПС) не борьбу с Visa и MasterCard, а предоставление пользователям отечественных карт большего количества возможностей.

Вчера глава правительства провел промежуточное совещание по созданию в России собственной национальной платежной системы. По поручению президента Владимира Путина до 1 июля кабинет министров вместе с Центробанком должны представить соответствующий план мероприятий.

«Цель понятна. Создавая собственную систему, мы хотим избежать проблем, связанных с односторонним отказом в обслуживании карт», — подчеркнул Медведев. Ранее введение санкций со стороны США и Евросоюза в отношении ряда российских чиновников и граждан привело к тому, что отдельным банкам России было отказано в обслуживании со стороны Visa и MasterCard. «Мы должны минимизировать риски, связанные с использованием внутри страны международных платежных систем», — сказал премьер-министр.

Впрочем, Россия не стремится к тому, чтобы как-то занижать возможности иностранных конкурентов на этом рынке. «Мы исходим из того, что национальная система платежных карт должна предоставить потребителям большее количество возможностей для выбора. И это главное. Речь не идет просто о том, чтобы бороться с иностранными системами — это неправильно, это, по сути, нарушение общеконкурентных начал», — заявил Дмитрий Медведев. Но национальная платежная система все-таки должна стать альтернативой другим международным системам.

Альтернативой она должна стать и с точки зрения технического наполнения. «Ориентиром и приоритетом являются российские технологии, — считает премьер-министр. — Их использование должно обеспечить независимость нашей системы, ее инфраструктуры, а с другой стороны, расширить возможности для ее клиентуры».

Самым спорным в связи с инициативой о платежной системе стало предложение о введении для зарубежных платежных систем с 1 июля ежеквартального обеспечительного взноса на специальный счет в Банк России в размере 25 процентов от среднедневного оборота. В Visa и MasterCard заявили о чрезмерности таких требований и пригрозили уходом из России. Но российская сторона пошла только на то, что предоставила право регулировать эти взносы правительству и ЦБ.

Дмитрий Медведев настаивает, что регулирование работы иностранных платежных систем в России необходимо. «Предполагается ряд экономических мер по защите интересов граждан и банков, при этом особенности внесения соответствующих средств и порядок применения тех или иных санкций, которые установлены этим документом, должен устанавливаться правительством», — добавил премьер.

- Мы не будем создавать ограничения, чтобы Visa и MasterCard выдавливать с рынка, — заверил еще раз после совещания первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Более того, если правительство получит право регулировать правила их работы, то они получат определенные послабления вплоть до снижения размеров обеспечительных взносов, но не полное исключение их. Есть и другие идеи. «У них появляются более легкие условия для ведения бизнеса в России, если процессинг будет осуществляться на территории России», — подчеркнул Шувалов. Сейчас, уточнил он, ведутся соответствующие переговоры.

Вчера же председатель правительства встретился с делегацией Российского союза промышленников и предпринимателей, чтобы послушать их мнение о законе, регулирующем налогообложение доходов иностранных компаний, часть уставного капитала которых принадлежит либо отечественным компаниям, либо физическим лицам. Проект документа, как уточнил Медведев, регулирует вопросы в сфере деофшоризации. «Это чувствительная задача. Для экономики принципиально важно создать комфортную бизнес-среду, понятные и прозрачные правила работы для предпринимателей, повышать привлекательность нашей юрисдикции», — заявил он.

- Вместе с тем общая цель закона — совместными усилиями сделать новые налоговые правила не только прозрачными и понятными для участников рынка, но и исполнимыми, — уточнил премьер-министр. — Прожектерством здесь никто заниматься не собирается.

Поэтому принципиальное значение имеет разработка такого документа, где будут только четкие формулировки без возможности двойного и тройного толкования, а также по возможности учтены позиции всех заинтересованных сторон.

Бизнес считает, что спешить с принятием законопроекта о деофшоризации не стоит. «Законопроект сейчас не в той степени проработки, чтобы можно было его правительству продвигать в Государственную Думу и принимать в первом чтении в рамках весенней сессии, — считает глава РСПП Александр Шохин. — Наверное, его надо оставлять на осень». При этом он заверил правительство, что речь не просто о затяжке времени — бизнес готов активно работать над текстом документа.

В кабинете министров согласны с тем, что нет необходимости в законотворческой гонке и законопроект вполне можно принять и в осеннюю сессию Госдумы. Но, напомнил журналистам Игорь Шувалов, есть конкретные сроки исполнения президентского поручения. Если глава государства согласится перенести их, то документ можно будет спокойно дорабатывать.

Но с 1 января 2015 года поправки в Налоговый кодекс, направленные на деофшоризацию, все равно должны будут заработать. На первом этапе их действие коснется офшорных компаний, которыми владеют частные лица, которые, как выразился первый вице-премьер, выполняют роль кошельков.

Что касается офшоров, принадлежащих юридическим лицам, то для них введут переходный период — пока, как предполагается, он растянется на 3-5 лет.

Уточнен процент доли в офшорных компаниях, с которого владельцев таких активов будут облагать соответствующим налогом. Минфин изначально предлагал порог в 10 процентов и больше. По словам Игоря Шувалова, на встрече с РСПП разговор шел уже о 50 процентах + 1 акции.

Добавить в избранное