Минюст предлагает ввести коллективные иски

В частности, проект предлагает ввести институт коллективного иска, когда люди смогут объединяться в суде для защиты своих прав. Также документ прописывает некоторые процедуры при административных спорах. Одно из положений проекта вызвало вопросы у «РГ»: документ предлагает установить, что гражданин или организация вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, только если указанный акт применен или может быть применен в отношении гражданина, организации. Иными словами, если спорный документ не касается человека лично, иск могут и не принять. А это (касается — не касается) еще надо доказать. Не ограничит ли такая норма право на судебную защиту? Такой вопрос «РГ» направила в пресс-службу Министерства юстиции России. Ведомство ответило, что — нет.

«Данное требование не является только формальным и не может рассматриваться как ограничивающее право граждан и организаций на судебную защиту, — ответили в пресс-службе ведомства. — Оно направлено на достижение баланса частных и общественных интересов: с одной стороны — предоставить заинтересованным лицам возможность отстаивать в суде свои права и законные интересы, с другой стороны — не допустить перегруженности судов рассмотрением явно необоснованных заявлений по обжалованию актов, регулирующих правоотношения, субъектами которых заявители не являются и не могут являться. Это будет способствовать соблюдению разумных сроков судопроизводства».

По словам представителей Минюста, аналогичные положения закреплены также статьями 96 и 102 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». «В частности, статьей 96 установлено, что правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе», поясняют в Минюсте.

Кроме того, законопроект дает право общественным объединениям обращаться в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, нарушающих права не только данных общественных объединений, но и иных лиц, защиту прав и интересов которых данное общественное объединение уполномочено осуществлять в соответствии со своим уставом. «Таким образом, законопроект усиливает права заинтересованных физических и юридических лиц на судебную защиту», утверждают в ведомстве.

Введение в Гражданский процессуальный кодекс РФ института коллективного иска также направлено на усиление гарантий права граждан и общественных объединений на судебную защиту. «Статьей 244 ГПК РФ в редакции законопроекта предусматривается, что данный правовой институт применяется судом при рассмотрении дел по спорам о защите прав потребителей, в том числе финансовых услуг и рекламы, членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, членов профессиональных союзов, а также по спорам, возникающим в сфере жилищно-коммунального хозяйства, долевого строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости и некоторым другим. Особенностью данных видов споров является, как правило, значительное число «потерпевших», т.е. лиц, чьи права и законные интересы могли быть нарушены, — рассказывают в Минюсте. — При этом законопроект не предусматривает обязанности заинтересованных лиц присоединяться к групповому иску. Они вправе обратиться в суд и отстаивать свои права путем подачи индивидуального искового заявления. Однако суду не придется исследовать факты и обстоятельства, которые уже служили доказательством при рассмотрении группового иска».

Согласно проекту, коллективные иски могут приниматься судом, если к ним присоединилось не менее 20 человек. «В то же время, если число участвующих в деле лиц менее 20 (например, 5 или 10), суд может привлечь их к участию в деле в качестве соистцов. В этом случае рассмотрение дела будет осуществляться в обычном порядке», — поясняют в Минюсте.

По словам представителей ведомства, предлагаемые изменения позволят унифицировать порядок судопроизводства по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, предотвратить ситуацию, когда однородные по своей сути дела рассматриваются по разным правилам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, что будет способствовать устранению правовой неопределенности. Принятие законопроекта позволит расширить права общественных объединений по защите законных интересов их участников, а в некоторых случаях — неопределенного круга лиц.

Добавить в избранное