Маршрутки в Москве заработали по новым правилам

Ближе к лету в Москве должна в полную силу заработать новая модель наземного транспорта: прежние маршрутки уйдут, а их места займут перевозчики, соблюдающие все городские правила: билеты, безопасность, льготники. Сейчас столице уже три таких маршрута, первые два из них действуют почти полгода. Удается ли городским властям призвать порой довольно диких коммерсантов от транспорта к порядку, выясняла обозреватель «РГ».

Первое, что встречает пассажиров у эскалатора на выходе со станции метро «Киевская» — это информационный плакат департамента транспорта: «С 18 декабря номер маршрута 20М изменится на 320. Действие всех городских льгот. Единые тарифы. Строгое соблюдение расписания». Вдали виднеется голубой — в фирменном цвете новых маршруток — микроавтобус. Стоит, никуда не едет, выдерживает расписание. Рядом стоят автобусы прочих частников, тоже никуда не спешат, но по другой причине: пытаются набрать пассажиров. Задумываюсь, что же лучше: сидеть неизвестно сколько в теплом автобусе, пока он не набьется полностью, или же простоять 21 минуту на морозе — такой днем интервал нового 320-го. Мне везет: голубой автобус плавно подруливает к остановке через 10 минут. Распахивается автоматическая дверь, прямо у входа в салон — валидатор. На нем, кстати, техническая придумка — к потолку выведен кусок новогодней гирлянды, чтобы водителю было проще контролировать всех входящих: билет приложили, огоньки замигали.

Как только пассажиры сели и автобус тронулся, на бегущей строке загорелось: «Следующая остановка «Площадь Европы», а в динамиках зазвучал хорошо поставленный мужской голос: «Вас приветствует компания… следующая остановка…». Автобус новенький, информации — необходимый минимум, едет аккуратно. Чтобы не кричать на весь салон: «На следующей остановите», в салоне две кнопки для подачи сигнала о выходе. Правда, ими по привычке еще не пользуются, предпочитают лично обращаться к водителю. Половину остановок, где нет пассажиров, проезжаем, лишь притормаживая. Через десять минут — уже конечная.

Следующий мой пункт — Сходненская, откуда идут два маршрута — 199-й и 368-й, работающие с конца сентября. Периодичность у них раз в шесть минут и маршрутка забивается под завязку. И снова новый салон, аккуратный вежливый водитель, твердо отказывающийся продать билет на ходу, только на остановке.

«Мы поменяли примерно половину водителей, — рассказал «РГ» Василий Фоминых, гендиректор компании-перевозчика, нынешний хозяин 199-го и 368-го маршрутов. Уволили тех, кто не смог перестроиться от прежней схемы: больше соберу денег, больше заработаю. Остались те, кто и раньше работал на наших социальных маршрутах, которые мы обслуживаем в области».

За четыре месяца сверх неожиданностей в работе маршрутов не было. В первый месяц пришлось заплатить 120 тыс. руб. штрафов — водители превышали скорость на 1-4 км в час. Условия контракта с городом неумолимы — нельзя превысить даже на километр. Пассажиры в целом довольны, иногда только жалуются на то, что не всегда могут сесть в маршрутку с первого раза — не хватает мест. Приходится ждать шесть минут следующую.

В других конкурсах Фоминых участвовать не стал — рентабельность в проекте небольшая, а с учетом кризиса для хозяина автофирмы все совсем тревожно: «Мерседесы», которые ходят на маршрутах, хоть и отечественной сборки , запчасти все равно требуются иностранные!

Добавить в избранное