Любой платит дважды

Платные трассы построят на деньги водителей.

Дорожная реформа в России стартовала: госкорпорация «Автодор» открыла первый платный участок на трассе «Дон». Отныне с водителей, уже профинансировавших строительство отечественных автобанов своими налогами, будут брать деньги еще раз — теперь уже за проезд по ним.

В Липецкой области открыли после реконструкции первый платный участок федеральной трассы «Дон». Деньги за проезд здесь брали и раньше, только стоимость проезда была ниже, длина участка меньше, а для местных номеров проезд был бесплатным. Открытие реконструированного участка в 50 км сопровождалось скандалами: никакой «платы за километр» — только полная стоимость. Никаких скидок для местных жителей. Потерял чек — на выезде заплатишь снова. Минимальная стоимость проезда — 55 рублей. Максимальная, за фуру, 220. Не хочешь платить — есть бесплатный аналог, только ехать по нему в два раза дольше.

По данным опроса, проводившегося в этом году «Левада-центром» в разных регионах, за движение по дорогам согласны платить всего 18% россиян.

В свою очередь более 40% респондентов заявили, что ни при каких обстоятельствах платными трассами пользоваться не будут.

Важно и то, что больше половины тех, кто готов платить, считает приемлемой лишь цену менее 2 руб. за километр. В случае с открытой в Липецкой области трассой мы имеем следующий расклад: для легковых машин стоимость примерно рубль за километр (при условии, что они проедут весь платный участок); для обычных грузовиков 2 рубля; для тяжелых фур более 4 рублей за километр. Впрочем, на открытии первого полноценного российского автобана специалисты уверяли: большая часть водителей, по меньшей мере 60%, никуда не денутся и будут платить.

К 2016 году количество платных километров только на трассе «Дон» увеличится до 766. Интересно тут следующее: фактически автомобилисты своими деньгами будут окупать расход государственных средств, которые казна собрала с них же в виде налогов. Ибо на строительство платного участка «Дона», например, было потрачено 4,8 млрд рублей из госбюджета, то есть из средств налогоплательщиков. В целом на строительство и реконструкцию своих 2,5 тысяч километров трасс «Автодором» будет до 2015 года истрачено 1,48 трлн рублей, в подавляющем большинстве государственных. В первые сутки работы касс на трассе «Дон» по участку проехали 17 тысяч машин, с которых «Автодор» собрал более 1 млн 150 тысяч рублей.

Кстати, деньги, вырученные от населения напрямую и полученные через госбюджет, корпорация не будет возвращать в казну — напротив, станет распоряжаться ими сама.

Это резко расходится с практикой взимания платы за дороги в других странах: так, платные трассы в США строятся частными компаниями и на свои средства, которые после окупаются за счет желающих пользоваться их дорогами. В США цена проезда по платной дороге колеблется в районе 5 центов за километр. В Испании 50-километровый отрезок платной трассы стоит от 3 до 5 евроцентов за километр. А вот что касается, например, немецких автобанов, то они c 2005 года были вообще бесплатны для всех. Лишь в прошлом году правительство Германии, которая понесла основные расходы на покрытие финансового кризиса в Европе, вернуло плату для большегрузного коммерческого транспорта. Обнародованные в конце 2009 года планы ввести плату для всех, в том числе легковых, автомобилей вызвали в германском обществе такую негативную реакцию, что их так и не реализовали.

В российском обществе реакция на введение платных трасс тоже негативная. Но реализации государственных затей это никогда не мешало.

Источник:

«Газета.ру»

Добавить в избранное