Как должен быть составлен протокол при просроченных транзитных номерах?

Вопрос:
Мне составили протокол об административном правонарушении, в связи с тем, что у меня был просрочен транзитный номер, но в протоколе инспектор не указал какой пункт правил был мною нарушен и не разъяснил мне ст. 25.1. КоАП. В графе я расписался со словами «права не разъяснены». Могу ли я полагаться на какие-то статьи закона, чтобы в суде объяснить свою позицию. Заранее спасибо.

Ответ:
Во-первых, определимся по какой статье следует квалифицировать действия лица по управлению транспортным средством с регистрационными знаками «ТРАНЗИТ», срок действия которых просрочен, — по ст.12.1 КоАП РФ или по ч.2 ст. 12.2 КоАП РФ?

Ответ на этот вопрос дает ВС РФ в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за I квартал 2006 года», п. 10 раздел «Вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Частью 1 ст. 12.1 КРФоАП предусмотрена ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, заключающаяся наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Частью 2 ст. 12.2 КоАП РФ установлена ответственность за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

В соответствии с ГОСТ Р50577-93 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования», утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 29 июня 1993 г. № 165, знаки «ТРАНЗИТ» выдаются на транспортные средства, временно допущенные к участию в дорожном движении.

(Приказ МВД России от 27.01. 2003 г. № 59 об утверждении «Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ» — утратил силу)

Согласно п. 33 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ Приложение 1, утверждены Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств») регистрационные знаки «ТРАНЗИТ» соответствующих типов, установленных государственными стандартами РФ, выдаются для перегона транспортного средства к месту регистрации или в связи с вывозом транспортного средства за пределы РФ на постоянное пребывание.

Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» — утратило силу.

В соответствии с п. 4 Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ Приложение 1, утверждены Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств») собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака «ТРАНЗИТ» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Таким образом, знаки «ТРАНЗИТ» хотя и являются государственными регистрационными знаками, однако их выдача не свидетельствует о том, что транспортное средство поставлено в установленном порядке на регистрационный учет. Наличие регистрационного учета транспортного средства является основополагающим условием для допуска его к участию в дорожном движении и получения постоянных государственных регистрационных знаков.

Поэтому в случае управления автомобилем с просроченными регистрационными знаками «ТРАНЗИТ» водитель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.

Попытка квалифицировать это правонарушение по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ
— незаконна.

Теперь разберемся с проколом об административном правонарушении

При составлении протокола об административном правонарушении, как это установлено ч. 2 ст. 28.2 КРФоАП, в нем, в числе прочего, указывается событие административного правонарушения, иные сведения, необходимые, для разрешения дела.

Диспозиция ч. 1 ст. 12.1 КРФоАП предусматривает ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.

Данная норма права является бланкетной, следовательно, в случае привлечения к административной ответственности в протоколе по делу об административном правонарушении должны быть указаны пункты Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения», которые нарушены, а именно п. 1 «Механические транспортные средства и прицепы должны быть зарегистрированы в ГИБДД МВД РФ или иных органах, определяемых Правительством РФ в течение срока действия регистрационного знака „Транзит“ или 5 суток после их приобретения или таможенного оформления».

Если в протоколе об административном правонарушении не указано нарушение какого именно запрета имело место, можно говорить об отсутствии надлежащего описания события административного правонарушения.

В силу ст. 26.2 КРФоАП протокол об административном правонарушении является доказательством по делу об административном правонарушении.

Таким образом, учитывая, что протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором описываются признаки административного правонарушения, вменяемого в вину лицу, то отсутствие в нем ссылки на конкретную правовую норму, влечет несоответствие протокола об административном правонарушении требованиям ч. 2 ст. 28.2 КРФоАП.

В связи, с чем данный протокол является недопустимым доказательством и не может быть положен судом в основу признания лица виновным в совершении им административного правонарушения.

Вам не разъяснили права.

В силу п.3 ст. 28.2 КРФоАП, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Положения ст. 28.2 КоАП РФ, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, и несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту. Протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ не может быть признан доказательством по делу, как полученный с нарушением закона (ст. 26.2 КРФоАП).

Отсутствие разъяснений лицам, привлекаемым к административной ответственности, об их праве давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом, является существенным процессуальным нарушением.

Обсудить на форуме

Добавить в избранное