До конца года резких скачков цен на бензин не ожидается

Как и прогнозировали эксперты «РГ», с наступлением осени цены на бензин пошли в рост. Не ошиблись они и с динамикой: в сентябре на 9 процентов подорожало автотопливо в оптовом звене и на 4 процента в розничной продаже, сообщает Росстат.

Но есть и хорошая новость. Наши аналитики уверяют, что до конца года россиян вряд ли ждет продолжение роста стоимости топлива. «Цены больше не будут увеличиваться, по крайней мере, такими темпами», — предположил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша в интервью «РГ». — Октябрь уже показывает снижение темпов роста цен на топливо».

Однако то, что большой скачок произошел в опте, довольно тревожный звонок. Как правило, розница отыгрывает такие сюрпризы через пару-тройку месяцев. Но это уже совсем другой год… И могут вмешаться новые факторы, так что здесь прогнозы никто давать не берется.

Рост потребительских цен на бензин, кстати, зафиксирован в 78 регионах страны и лишь в пяти стоимость литра осталась неизменной. «Отрицательным рекордсменом» начала осени стала Республика Тыва, где топливо подорожало на 6,1 процента. Зато цены производителей (в опте) в сентябре выросли только в 18 регионах.  И здесь больше всего повезло автомобилистам Татарстана, где заводы подняли планку цены лишь на 2,1 процента, а меньше всего — жителям Красноярского края, цены на нефтеперерабатывающих заводах которого взлетели на 22 процента. Статистики информируют, что розничная цена на бензин в сентябре в среднем превышала цену производителей в 1,7 — 2,2 раза.

При этом нефть, добытая производителями в первом месяце осени, подорожала на 25,7 процента, а если считать с начала года, то на 32,1 процента.

Если верить прогнозам эксперта «РГ», то до конца года можно про бензиновые сюрпризы забыть. «В первый месяц осени стоимость топлива выросла из-за остановки НПЗ на плановый ремонт. В «помощь» этому процессу сыграл и традиционный дефицит топлива, связанный с уборочной компанией, что отмечал ранее министр энергетики», — напомнил Аркуша. Эксперт поделился свежей статистической информацией, по которой «сейчас рост цен постепенно замедляется, что связано с обратным ходом тех же процессов — заводы вышли из полосы ремонта, и началось снижение спроса на топливо, которое также характерно для середины осени-начала зимы».

Но это не значит, что все проблемы окончательно остались в прошлом. Евгения Аркушу, например, очень волнует, что сегодня доходность автозаправочных станций гораздо меньше, чем требуется для того, чтобы развивать этот бизнес. И это остается тревожным фактором для цен. «Маржа на топливо в среднем по стране сейчас составляет порядка 7-8 процентов, в то время как она должна быть не меньше 15 процентов», — пояснил эксперт. По его словам, 10-12 процентов от розничной цены приходится на налоги и эксплуатационные расходы АЗС. В результате большинство автозаправочных комплексов, особенно независимых, находится на грани рентабельности, то есть — исчезновения.

Напомним, что правительство еще с 1 мая 2011 года повысило экспортные пошлины на бензин до 90 процентов от ставки пошлины на нефть, при этом снижения к прежним значениям пока не планируется. Более того — оптовые цены на топливо росли весь год, в то время как розничные сдерживались административными методами. С 1 января подросли акцизы на бензин: на марку Евро-3 и ниже они выросли на 28-30 процентов, Евро-4 и Евро-5 — на 33 процента. А с 1 июля 2012 года выросли ставки акцизов уже на бензин класса Евро-3 и Евро-2 соответственно на 6,7 процента и 6,2 процента.

Для разрешения ситуации с возможным возникновением дефицита топлива минэнерго обязало нефтяные компании согласовывать графики ремонтов нефтеперерабатывающих заводов, создавать запасы топлива. Вполне возможно, что именно эти меры приведут к тому, что рост цен на бензин действительно замедлится. Хотя совсем, конечно, не остановится, уверены эксперты.

Добавить в избранное