Бизнес готов заботиться о здоровье работников. Но — при поддержке государства

Руководители крупных предприятий включают в соцпакет доплату за абонемент в спортзал, скидки на полезные блюда в корпоративном буфете и вводят диспансеризацию. При этом меры, которые могли бы подтолкнуть работников бросить курить, популярностью не пользуются.

Абсолютное большинство директоров ограничивается формальным выполнением закона, запрещая дымить на рабочем месте и оборудуя «курилки». Такие данные привели авторы исследования корпоративных программ по поддержке здоровья на российских предприятиях, проведенных Ассоциацией международных фармпроизводителей (AIPM) при поддержке минздрава.

- Ключевое условие того, что такая программа на предприятии будет, — это личная заинтересованность руководителя, — пояснила руководитель рабочей группы AIPM по неинфекционным заболеваниям Ирина Дорохова. — Самые распространенные программы — это проведение соревнований, вакцинация против гриппа и организация горячих обедов. Мы анализировали опыт 46 крупных компаний со штатом более 1000 человек. Должна сказать, у старых предприятий, отчасти сохраняющих еще советские традиции, программ больше. Компании, имеющие высокие доходы, обычно не ограничиваются разовыми спортивными соревнованиями, а предлагают работникам абонементы для регулярных занятий. Медосмотры, проведение ежегодной диспансеризации — еще одно из важных направлений.

При этом, как показал опрос, большинство руководителей не желают брать все расходы на себя, считая, что поддержка государства необходима. Траты на льготное питание и прочие «здоровые» дела хорошо было бы включать в себестоимость, говорят директора.

В то же время рыночные условия диктуют бизнесу довольно жесткие условия. В частности, выход на IPO для российских компаний возможен только в случае избавления от непрофильных активов, в том числе социальных объектов (к ним относятся, например, профилактории), — заявил вице-президент РСПП Виктор Черепов.

По словам представителя ГНИЦ профилактической медицины минздрава Ольги Ткачевой, популяционная профилактика, когда мероприятия по сохранению здоровья охватывают сразу много людей и направлены главным образом на изменение образа жизни, через несколько лет приводит к снижению смертности от основных причин (в первую очередь сердечно-сосудистые заболевания) на 50 процентов. Вторичная профилактика, когда с пациентом работает врач, дает более скромный результат — порядка 30 процентов в снижении количества смертей. При этом расходы в первом случае в 5-6 раз меньше, чем во втором.

- Заниматься профилактикой удобнее всего на предприятиях, — считает Ольга Ткачева. — Там, где руководство понимает, что здоровьем работников можно управлять, и делает это грамотно, результаты впечатляющие. Например, за шесть лет программы, направленной на ограничение курения, обеспечение здорового режима труда и отдыха на крупных газовых и нефтяных предприятиях Оренбурга, количество смертей среди работников уменьшилось вдвое, а инвалидизация — в 1,5 раза. Правда, такие программы у нас пока редкость.

Добавить в избранное