Автоматические штрафы

Не подтвердилась информация в СМИ о том, что в 2015 году московские водители по почте будут получать штрафы за отказ уступить дорогу пешеходу и за пересечение стоп-линии на красный сигнал светофора. Эти нарушения ПДД будут отслеживать автоматические дорожные комплексы.

Такая информация прошла со ссылкой на представителя Центра организации дорожного движения Москвы. По словам этого представителя, сейчас в Зеленограде завершается эксперимент с использованием комплексов при фиксации выезда водителем за стоп-линию при запрещающем сигнале светофора. Сообщалось, что позже эксперимент запустят на Тверской улице в Москве. И что также ЦОДД планирует с помощью подобных комплексов штрафовать водителей, не уступающих дорогу пешеходам.

Как уточнила «РГ», такой эксперимент действительно идет, но в этом году до выписки штрафов в автоматическом режиме дело не дойдет. Все эти нововведения требуют серьезной подготовки.

Как сообщили «РГ» в ГИБДД, не все столь однозначно. Да, в Зеленограде проводился эксперимент с камерами, которые способны в автоматическом режиме фиксировать непредоставление пешеходу преимущества движения. Несмотря на то что ЦОДД заявил об успешном завершении этого эксперимента и возможности распространения этого опыта повсеместно, в ГИБДД считают иначе.

Начнем с того, что сам эксперимент проводился не как эксперимент, а как элементарный рекламный ход. То есть некая фирма установила на некоторых дорогах Зеленограда свои камеры. Никаких постановлений правительства Москвы о проведении эксперимента, об учете данных этих камер хоть в какой-нибудь статистике не было принято. Соответственно как такового экспериментального использования этих камер не было.

Однако это еще не означает, что подобные устройства не появятся на дорогах. Просто эксперимент будет оформлен соответствующим образом и его проведут на других дорогах. В частности в качестве полигона предлагается Тверская улица напротив здания столичной администрации. Столичным чиновникам, конечно, будет удобнее следить за проведением эксперимента. Однако пересечение поверху восьмиполосной дороги не самый предпочтительный вариант для нормального пешехода. Немногие готовы так сильно рисковать. Кроме того наземные переходы, пересекающие дороги более чем с одной полосой в одном направлении, несколько противоречат политике в области безопасности дорожного движения. Поэтому столичное ГИБДД предлагает для проведения эксперимента улицы поуже.

Еще раз уточним. В ближайшее время камеры фиксации таких правонарушений на столичных дорогах не заработают. Слишком тяжела технология их внедрения.

В чем сложности, рассказал «РГ» начальник ГИБДД Татарстана Рифкат Минниханов. У них уже три года подряд ведутся попытки внедрения таких камер. Уже три года полиция Татарстана экспериментирует с этими камерами. И уж на чей опыт ссылаться, так только на их.

Так вот, по словам Рифката Минниханова, применение подобных камер результатов не дает. То есть слишком много ошибок, слишком много зависит от человеческого фактора. Не всегда можно определенно установить, что водитель не уступил дорогу или пешеход кинулся под колеса. И именно поэтому Татарстан, который впереди всей России по применению всяких разных устройств, облегчающих жизнь автоинспектору, пока не вводит подобные системы.

Какие только варианты камер не использовались. Сейчас в качестве эксперимента проводится тестирование камер пермского и татарского производителей. Вроде бы они соответствуют требованиям, которые предъявляет полиция. Но о том, чтобы вводить их в эксплуатацию в ближайшее время, речи не идет.

О примерном принципе работы ныне существующих камер рассказал «РГ» глава Союза пешеходов Владимир Соколов. Союз провел эксперимент с некоторыми камерами. За полтора часа работы на перекрестке между Садовым кольцом и Цветным бульваром было зафиксировано 70 случаев нарушений. Это при том, что перекресток регулируемый — там стоит светофор. Но проблема заключается в том, что такие камеры не могут в автоматическом режиме фиксировать нарушения. Они фиксируют две зоны: зону движения пешеходов и зону движения автомобилей. Для начала пешеход должен выйти на переход на проезжую часть. С этого момента срабатывает камера, которая фиксирует зону автомобилей. В любом случае тот, кто выносит постановление по делу, а в данном случае это сотрудник ГИБДД, должен просмотреть видеозапись. На ней должно быть четко видно, что пешеход начал переходить дорогу, что автомобиль не сбросил скорость или сбросил, но предпочел проехать первым. Но может оказаться, что пешеход сам уступал ему дорогу, например, махал руками. А еще бывает, что пешеход просто передумал переходить дорогу и вернулся назад.

По времени ролик длится не более 6 секунд. Но инспектор обязан его отсмотреть, чтобы было принято справедливое решение.

Пока и столичный эксперимент не увенчался успехом. Властям по-прежнему предстоит проводить большое количество экспериментов со всеми возможными устройствами. Ввод в эксплуатацию камер, которые не всем требованиям соответствуют, чреват судебными исками.

Надо сказать, что если столичным правительством будет принят на вооружение комплекс, который фиксирует нарушения, касающиеся предоставления дороги пешеходам, то в любом случае рассматривать его будут в ГИБДД. Дело в том, что согласно КоАП, а также договору между МВД России и правительством Москвы местной администрации переданы только полномочия о привлечении к ответственности по статье 12.16 КоАП. В ней речь идет о нарушениях правил остановки и стоянки в местах, где это запрещено знаками и разметкой.

Напомним, что МВД разработало проект поправок в КоАП, согласно которым полномочия по назначению административных наказаний за нарушения некоторых правил дорожного движения, которые фиксируются камерами фотовидеофиксации, может перейти местным властям. Но этот законопроект пока еще даже не внесен в Госдуму. Кроме того, депутаты не считают подобную инициативу правильной.

Добавить в избранное