Аварийный расчет. Кто и как будет оценивать запчасти вашей машины после ДТП.

В начале следующего года будет утвержден список деталей, износ которых не учитывается при выплатах по автостраховке.

Об этом на «горячей линии», прошедшей в редакции «Российской газеты», сообщил начальник отдела технической политики департамента минтранса Владимир Котляренко. А на вопросы читателей, касающиеся новых правил расчета стоимости затрат на запчасти и материалы при ремонте автомобиля при ОСАГО, ответили автор этого документа, директор-научного центра НИИАТ Юрий Андрианов и председатель комитета по независимой технической экспертизе Российского союза автостраховщиков Сергей Дорофеев.

Работа на износ

Российская газета: Владимир Иванович, к вам, как представителю минтранса, самый «странный» вопрос: почему так долго, почти шесть 6 лет, разрабатывались Правила расчета износа автомобилей и появились в неокончательном варианте? Ведь еще в 2003 году при выходе закона об ОСАГО правительство поручило минтрансу разработать порядок расчетов?

Владимир Котляренко: Этот порядок, кстати, был разработан в 2004 году. Но некоторые нормы не работали, в итоге документ начали перерабатывать, согласовывать. А в ноябре прошлого года правительственная комиссия по законотворчеству поручила разработать именно Правила расчета износа заменяемых запчастей. Дело в том, что законодатель внес поправки в закон об ОСАГО. Они устанавливали, что расчет проводится с учетом износа и что износ не может превышать 80 процентов. Такой документ мы разработали за 4 месяца, и к марту 2010 года он был готов. Теперь правила, на основе которых страховщики будут рассчитывать износ деталей, стали государственным документом, который вступит в силу через три месяца.

РГ: Вот случай: эксперт страховой компании посчитал одно, независимый — другое, а по судебной экспертизе — третье. Чему верить?

Юрий Андрианов: В России сегодня существует три вида экспертной деятельности, установленных отдельными федеральными законами. Первая — оценочная. Вторая — государственная судебно-экспертная. Третья — независимая техническая экспертиза, которую определил закон об ОСАГО, целью которой не является расчет размера страховой выплаты, а лишь установление обстоятельств, влияющих на эту страховую выплату. Фактически все три вида деятельности имеют три различных правовых поля. В итоге если конфликтные дела, как у вас, доходят до суда, то судьям остается пользоваться только… здравым смыслом, поскольку, к примеру, легитимных экспертов-техников, которые должны проводить независимые экспертизы по ОСАГО, в России сегодня просто не существует. На рынке действительно работают приближенные к страховым компаниям «эксперты». Их порядка 10-15 тысяч на всю Россию. Но если дело коснется судов, то их слово решающей роли не сыграет. Они пока вне правового поля.

РГ: Почему?

Сергей Дорофеев: Потому что ни один такой эксперт не числится, как этого требует закон, в Государственном реестре экспертов-техников при минюсте. Да и реестр, по сути, за шесть лет существования ОСАГО так и не создан, потому что, чтобы попасть в этот реестр, нужно пройти профессиональную переподготовку. Это не менее 500 часов дополнительной учебы на базе высшего образования в лицензированном учебном заведении, которому разрешено готовить экспертов-техников с дипломами о профессиональной переподготовке государственного образца. А затем пройти аттестацию на межведомственной аттестационной государственной комиссии. Только после успешного прохождения этих двух этапов эксперты-техники должны, по идее, включаться в Государственный реестр, который, согласно постановлению правительства, должен вести минюст. Так вот, после внесения в реестр, минюст обязан выдать документ с подписью зам министра юстиции, что, мол, отныне Иванов Иван Иванович является экспертом-техником и имеет право заниматься независимой технической экспертизой. То есть процедура имеет четырехступенчатую систему допуска. Но пока эти ступени в России еще никому не удавалось переступить, так как отсутствует одна: до сих пор нет межведомственной аттестационной комиссии.

Котляренко: В настоящее время комиссия практически сформирована. Утвержден ее персональный состав. Предварительно документ согласован с МВД и минюстом и находится на подписи у министра транспорта. Думаю, летом 2010 года выйдет тройной приказ минтранса, МВД, минюста. Мы неоднократно предлагали, чтобы состав комиссии утверждал только минтранс по согласованию с МВД и с минюстом. Но предложение отвергли. В принципе хотя комиссии еще нет, но документы на аттестацию от потенциальных экспертов-техников мы уже начали принимать по адресу: Москва, ул. Рождественка, 1. Многие люди, которые обучились, у которых есть дипломы, уже давно ждут, когда смогут работать в правовом поле. Мое твердое убеждение: за любой документ, который выпускает правительство, должен отвечать один ответственный орган. А когда их пять, то и спросить не с кого. И сейчас правительство эту ошибку исправило. В законе об ОСАГО в 12-й статье прописано, что теперь за расчеты по страхованию будет отвечать уполномоченный орган.

Что такое иномарка?

Виктор (Москва): Правда ли, что цена на отечественные машины и иномарки, сделанные в России, каждый год будет уменьшаться на пять процентов стоимости?

Андрианов: Будет разработан информационный каталог, в котором минтранс распишет справочные данные о странах происхождения для различных марок, моделей автомобилей. Скажем, минпромторгом сегодня установлены критерии, по которым та или иная иномарка, выпускаемая на территории России, относится к моделям отечественного производства. Соответственно, страной происхождения для них станет Россия. А вообще страной происхождения будут считаться все страны, в которых производятся или собираются машины. Минтранс обязательно эту работу должен сделать и выпустить каталог в свет, чтобы страховщики принимали простые, ясные решения.

Михаил (эксперт из Москвы): Существует ли уже исполнительный орган, который определяет, каким информационно-программным обеспечением будут сопровождаться правила расчета?

Котляренко: Исполнительный орган — это в данном случае министерство транспорта, которое будет формировать электронные базы данных. Все, что касается номенклатуры комплектующих, по которым износ рассчитываться не будет, то она будет утверждаться приказом министра и регистрироваться в минюсте.

Опубликовано на сайте rg.ru

Автор: Владимир Баршев, Татьяна Зыкова

Добавить в избранное