«Активный гражданин» прошел проверку на открытость

Онлайн-сервис «Активный гражданин» прошел первую серьезную проверку на открытость и техническое совершенство во время голосования по «Войковскому вопросу». Специалисты констатировали: москвичи во многом осознали необходимость такого сервиса именно в ходе резонансного плебисцита, на который вынесли вопрос о возможном переименовании станции метро «Войковская».

Жители мегаполиса убедились, что они сами могут принимать значимые для города решения. Заметим, что этот проект не имеет аналогов в мире. Итог: более 304 тысяч участников голосования, свыше 30 тысяч новых регистраций пользователей в период опроса. И это не самое массовое голосование в истории «Активного гражданина», к примеру, в опросе о едином времени начала каникул участвовали более полумиллиона пользователей. При таких показателях говорить о фальсификациях и «накрутках» бессмысленно, говорят IT-эксперты.

Чтобы хотя бы на 5% целенаправленно изменить результаты в таком голосовании, нужно купить 50 тысяч сим-карт и потратить около 5 млн рублей. Но даже и такое манипулирование не изменило бы расклада, при котором более 53%, напомню, выступили за сохранение топонима, 7 затруднились ответить, а против высказались менее 40%. Что еще важно? С 25 ноября каждый участник голосования может проверить, учтен ли его голос на сайте «Активного гражданина», а 1 декабря начнет работу верификационный центр «Активного гражданина» в МФЦ «Пресненский» (Пресненская набережная, д.2, метро «Международная»).

«И там с помощью открытой базы данных любой пользователь сможет проверить не только свой голос, но и сделать любые дополнительные исследования, чтобы убедиться, что голосование шло без нарушений и накруток, — говорит руководитель департамента информационных технологий Артем Ермолаев. — Благодаря этому легко будет разрешить спорные ситуации в случае их возникновения».

Голосование по «Войковской» аналитики разобрали, кажется, уже во всех возможных ракурсах. Выяснилось, что в течение трех недель общий тренд не менялся. Почти 70% проголосовавших высказали свое мнение за первые четыре дня. Ситуация стандартная. Нечто подобное мы наблюдаем даже во время масштабных федеральных выборов, представление об итогах которых можно составить уже на при 15-20% обработанных бюллетеней. Вот и на «Войковской» динамика первых дней опроса совпала с последующими неделями, так что говорить о фальсификации не приходится. Другое дело, что результаты плебисцита устроили не всех. Но для наблюдателей важнее другое, то, что честность и открытость самого процесса голосования полностью обеспечены.

«Я, конечно же, принял участие в голосовании по поводу переименования «Войковской», высказавшись «за», — отметил полномочный представитель правительства РФ в Конституционном суде Михаил Барщевский. — Для меня лично это очень важно. Воспользовался я и системой проверки учета голосов, убедился, что мой голос учтен правильно. Все работает корректно, это однозначно. Я считаю, что проект «Активный гражданин» очень полезен москвичам, поскольку благодаря нему они могут напрямую влиять на жизнь города».

Министра РФ по вопросам открытого правительства Михаила Абызова тоже расстроили итоги голосования по «Войковской».И все же он признает: на сегодняшний день «Активный гражданин» — это, пожалуй, лучший механизм быстрого и качественного взаимодействия горожан и властей.

«Это выбор москвичей, без так называемых «накруток и счетчиков», полная таблица голосования выложена на портале в открытом доступе, — заявил министр. — С уверенностью могу сказать, что механизм работает и обеспечивает реальную обратную связь между властью и обществом, что является важной составляющей открытого госуправления и хорошим примером для других регионов».

Оба эксперта отметили важность проверок подобных референдумов. Эту необходимость осознали и в правительстве Москвы. Департамент информационных технологий до конца года проведет аукцион на проведение независимого аудита сервиса. Он особенно необходим, поскольку на голосования выносятся вопросы, важные для каждого москвича в отдельности. Именно «активному гражданину», а не чиновникам решать, как благоустраивать конкретный двор. Портал будет проводить электронные публичные слушания. На «реальных» мы зачастую присутствовать не можем, даже если дело касается собственного дома: то работа, то другие дела… А порой нас просто о них не информируют. На слушания же в электронном формате время найдет каждый, к тому же будет электронное оповещение, которое уж точно не пропустишь. Продавить нужное решение, как это бывает порой в регионах, при таком подходе не получится.

Решать вопросы своего района, дома, региона будут только его жители. Сервис публичных слушаний на «Активном гражданине» привязан к личному кабинету пользователя портала госуслуг. За каждым голосом стоит реальный человек, который оставил на сайте данные паспорта, СНИЛС, телефон, электронную почту, адрес регистрации. Подменить никем другим его просто невозможно.

Добавить в избранное